article

Наверно ни для кого не секрет, что установка подшипника должна осуществляться с соблюдением определенных требований и правил, что тип смазки, и ее количество должны подбираться для конкретных условий эксплуатации этого элемента. Но как показывает опыт и практика, эти простые требования соблюдаются установщиками далеко не всегда, что приводит к весьма плачевным последствиям, например, преждевременному выходу износу запчасти или повреждению других важных рабочих узлов, что во многих случаях ведет к очень серьезным убыткам.

Подшипник будет работать правильно только при соблюдении следующих правил:

  • компетентности и большому опыту мастера;
  • наличию профессионального оборудования и инструментов;
  • правильной подготовке запчасти;
  • строгому следованию рекомендациям по сборке;
  • достаточному количеству рабочей смазки;
  • высокому уровню качества проведенных работ.

Устанавливая запчасть, следует соблюдать чистоту, поскольку грязь, пыль и влага опасны для детали. Даже маленькие частицы, попавшие в подшипник, могут привести к разрушению поверхностей качения.

Подготовка к процессу установки

Для правильного монтажа подшипника следует придерживаться следующей очередности действий:

  • выполнить подготовку рабочего места, очистив его от загрязнений;
  • подготовить все необходимые инструменты;
  • очистить посадочные места под установку подшипников, устранив с помощью абразивных материалов или инструментов все дефекты металла;
  • проверить запчасть на совпадение отверстий;
  • подготовить рабочую смазку.

Помните, для правильной установки детали нужно проверить размеры наружного и внутреннего колец. Важно, чтобы они полностью совпадали с размерами посадочного места, в противном случае запчасть будет болтаться или сидеть слишком плотно, что может привести к его перегреву в процессе работы и поломке.

Прежде, чем установить подшипник, нужно провести некоторые манипуляции с ним:

  • достать деталь и проверить ее на отсутствие дефектов;
  • проверить соответствие диаметра подшипника с диаметром посадочного места;
  • проверить легко ли крутиться запчасть путем ручного вращения;
  • нанести на деталь смазку, если этого изначально не предусмотрено. 

Деталь должна устанавливаться только после расконсервирования. Для этого нужно удалить поверхностный слой с помощью салфетки. Важно, чтобы она была без ворса. Далее следует опустить деталь в разогретый до 80 градусов по Цельсию раствор, который может быть представлен в виде масла, бензина, керосина или антикоррозийного раствора. Следите за тем, чтобы деталь не соприкасалась с дном емкости, куда она опускается для исключения воздействия с осадком. Температура моющего состава не должна превышать рекомендованных показателей. Нарушение технологии может привести к уменьшению срока эксплуатации детали.

Процесс расконсервации подшипника занимает до двадцати минут. Необходимо периодически встряхивать деталь, после чего просушить ее в чистом месте. Важно, чтобы на него не оседала пыль. После высыхания запчасти положите ее в чистый пакет или мешочек. Если монтаж будет производиться более чем через два часа, лучше завернуть его в бумагу или убрать в картонную коробку, а непосредственно перед установкой проверить его на отсутствие ржавчины.

Перед монтажом нужно выполнить смазку подшипника. Обязательно нужно обратить внимание на рекомендации производителя и четко следовать им. Для того, чтобы определить, какой смазочный материал должен использоваться для того или конкретного случая, нужно посмотреть на маркировку подшипника.

Некоторые производители предлагают подшипники со смазочным материалом, которого хватает на весь срок его эксплуатации. В данном случае расконсервацию и смазку проводить не нужно, поскольку моющий состав смоет смазывающее заводское вещество, что приведет к снижению эффективности работы подшипника. Если вы приобрели такой подшипник, достаточно протереть его смоченной в бензине безворсовой салфеткой.

Монтаж запчасти

Проводить установку подшипника нужно очень аккуратно. Для этого следует использовать гидравлический или ручной пресс. При установке детали запрессовка должна производиться через специальный монтажный стакан только через внутренне или наружное кольцо на всю его окружность в зависимости от того, куда он монтируется. В том случае, если его нет, можно взять ровно отторцованую стальную трубу с соответствующим внутренним и наружным диаметрами. В свободный конец трубы следует вмонтировать заглушку, к которой и будет прилагаться усилие путем нанесения на конец трубы нескольких несильных ударов молотком. При этом направление ударов должно максимально точно совпадать с осью напрессовываемого подшипника. Труба внутри должна быть чистой и сухой, чтобы в процессе проведения работ в подшипник не попала пыль и грязь.

Для установки детали нужно:

  • покрыть ее смазочным материалом;
  • определить сторону, которой следует монтировать, как правило, сторона, на которой стоит штамп завода-изготовителя, должна быть снаружи;
  • приставить монтажный стакан с упором в соответствующее кольцо подшипника;
  • проверить отсутствие перекоса деталей путем приложения небольших усилий;
  • если перекоса нет, следует приложить достаточное монтажное усилие для того, чтобы деталь стала на место;
  • закрепить деталь согласно предусмотренной конструкции;
  • закончить процесс установки, надежно укрыв подшипниковый узел от загрязнений на время того, как будет произведена полная сборка.

В процессе установки детали нужно внимательно следить за тем, чтобы не случилось перекоса, поскольку это может привести к образованию задиров на посадочной поверхности и неправильной установке подшипника, что сокращает срок его службы или может закончится повреждением.

При установке детали важно на всех этапах и до окончания всех работ соблюдать меры предосторожности для исключения попадания в узел пыли и грязи. Смазочный материал должен присутствовать в необходимом объеме согласно конструктивным особенностям подшипника. Слишком много ее тоже не должно быть, поскольку в процессе работы она будет просто-напросто вытекать, что может привести к повреждению некоторых узлов. Для исключения вероятности вытекания рабочей смазки подшипник закрывается специальными уплотняющими устройствами в виде колец, манжетов, шайб и т.д. Процессу установки этих элементов также стоит уделить большое внимание.

Проверка качества установки подшипников

Справившись с монтажом подшипника, важно проверить, насколько качественно были выполнены работы. Если установка подшипника осуществляется методом нагрева, то проверять нужно только после полного окончательного охлаждения детали до температуры окружающей среды.

Во время проверки подшипника следует:

  • убедиться в том, что деталь вплотную прижата к заплечику;
  • проверить насколько легко она вращается;
  • проверить показатели нормального осевого зазора;
  • убедиться в том насколько правильно установлены уплотняющие элементы;
  • убедиться в точном соответствии взаимного положения проточек для подачи рабочей смазки;
  • выполнить пробный запуск машины без сильной нагрузки и прослушать работу собранного подшипникового узла с помощью стетоскопа или трубы: подшипники в нормальном состоянии при работе создают тихий, непрерывный и равномерный шум без каких-либо вибраций и толчков;
  • оценить температуру подшипника, если узел собран в соответствии с инструкцией, его температура не должна превышать 30 градусов по Цельсию. 

Для оценки правильности установки подшипника следует применять специальные приборы. Если такой вид контроля по каким-либо причинам не доступен, о наличии погрешностей в монтаже будет свидетельствовать слишком громкий глухой звук, вибрации, свист и т.д. Однако такие признаки могут говорить также о неисправностях в других деталях, поэтому вывод о необходимости дополнительной смазки или замены детали нужно делать только после окончательной установки источника и причины шума.

Помните, что слишком высокая температура поверхности детали говорит о слишком большом натяге, отсутствии или недостаточном количестве смазочного материала, увеличенном трении вследствие износа рабочих поверхностей, перекоса колец или малого зазора в подшипнике.

Вывод

Для того, чтобы правильно установить деталь, исполнитель должен обладать определенной квалификацией и опытом. Также важно иметь под рукой профессиональные инструменты и специальную оснастку. При проведении монтажа важно следовать вышеуказанной очередности действий без отклонения от правил и рекомендаций производителя. Все работы нужно выполнять максимально аккуратно с соблюдением мер предосторожности для исключения попадания загрязнения на подшипник.

Не стоит стремиться к выполнению установочных работ самостоятельно. Если были замечены отслаивание, задиры, недостаток смазочного материала, образование полос, разломов, трещин вмятин и коррозии деталь нужно обязательно заменить. При недостатке технических знаний и навыков лучше доверить процесс установки подшипника квалифицированному специалисту.

Подшипники, применяемые в машинах и механизмах общего назначения, изготавливаются по соответствующим государственным стандартам. В то же времпродукция военного назначения часто требует наличия специфических свойств

Подшипники, применяемые в машинах и механизмах общего назначения, изготавливаются по соответствующим государственным стандартам. В то же время продукция военного назначения часто требует наличия специфических свойств. К ним относится способность работать при повышенных нагрузках, в условиях агрессивных сред или влажности .